Жизнь и блаженная кончина старца Зосимы «Прошу писать... ничего не искажая, дабы была восстановлена историческая правда моей прошедшей жизни». Из завещания схиархимандрита Зосимы На самом исходе минувшего лета отошел к Господу известный не только в Донбассе, но и далеко за его пределами схиархимандрит Зосима. Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века. В число его духовных чад входило немало известных бизнесменов и политиков, например - вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев и премьер-министр Украины Виктор Янукович, которого старец самолично венчал. Наша справка Схиархимандрит Зосима (в миру Иван Алексеевич Сокур) родился 3 сентября 1944 г. в селе Косолманка Свердловской области. С 1951 года жил в г. Авдеевка Донецкой области, где в 1961 году окончил среднюю школу. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 гг. учился в духовных семинарии и академии г. Ленинграда. Академию окончил со степенью кандидата богословских наук. В том же 1975 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем - в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего 25.12.75 г. был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. Всю свою дальнейшую духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе. В 1980 г. возведен в сан игумена, в 1990 г. - в сан архимандрита. 21.08.92 г. пострижен в схиму с именем Зосима. Преставился 29.08.02 г. Старцем он прослыл едва ли не в 40 лет, если даже не раньше. В Православии ведь старец - понятие не возрастное. Так народ называет тех, кто видит грехи приходящих к нему людей, мудро наставляет своих духовных чад, отличается прозорливостью и особым даром молитвы... Старец-строитель Но священник никогда не унывал и не опускал руки, а сразу же принимался приводить каждое новое свое место в Божеский вид, талант проявился в полную силу. В первый же год отремонтировали храм: перекрыли крышу, восстановили иконостас и снесенную еще большевиками колокольню, провели электричество, расширили домик для священника, построили крестилку, потом сделали забор и ворота с арками, чертеж которых батюшка нарисовал сам. Поначалу специалистов на стройке почти не было, но зато приходили потрудиться во славу Божию по сто и более человек - как местные жители, так и приезжие духовные дети, многие из которых здесь жили неделями или месяцами. Так постепенно в Никольском стала как бы сама собой образовываться обитель. К концу 90-х здесь, по сути, на одной территории, были основаны сразу два монастыря: мужской Свято-Васильевский и женский Свято-Никольский. Подобных прецедентов в православном мире очень мало. Какими ударными темпами ведется здесь строительство в последние годы и сколько уже всего понастроено - с трудом поддается описанию, это надо только видеть. Приезжающие сюда впервые поначалу не могут поверить своим глазам настолько увиденное не совпадает с устоявшимися представлениями о монастырях. Новый трапезный храм в память всех святых, в земле Российской просиявших, и остальные монастырские здания сделаны из светлого облицовочного кирпича, кровли из зеленой металлочерепицы, окна и двери - из модного дорогого металлопластика. Во всех кельях и других помещениях установлены колонки, через которые транслируются совершающиеся в Свято-Васильевском храме службы для тех монахов и обитателей богадельни, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать на них. В кельях у монахов есть также магнитофоны с наушниками, чтобы они могли слушать записи с акафистами, канонами и другими песнопениями. Впрочем, не все технические достижения и современные технологии здесь принимают. Телевизоры и видеомагнитофоны старец Зосима заводить запрещал, и даже в своем завещании подчеркнул, что их «в монастыре никогда не должно быть». Согласно его последней воле, изложенной в этом завещании, строительство в обители продолжается и сегодня. Заложен фундамент еще одного храма, возводится гостиница для паломников и новая богадельня: в старой уже тесновато. Строится своя почта и даже свой пункт охраны правопорядка, разные хозяйственные помещения. Уже есть тут больница, библиотека, пекарня, мастерские, иконная лавка. Все это - тоже из дорогого кирпича, черепицы и металлопластика. Но так «по-богатому» здесь строят, конечно, не для того, чтобы монахи утопали в роскоши и наслаждались прелестями жизни. И в прежние времена храмы и обители всегда делали из самых красивых, добротных и долговечных материалов, стремясь отдать Богу все лучшее. Кстати, хотя кельи тут и сделаны в «евростиле», само убранство в них довольно аскетическое. Да и бывают в них насельники в основном только вечером и ночью когда молятся и спят. Все остальное время они исполняют различные послушания или участвуют в богослужениях, которые тут длятся порой по шесть-семь часов кряду. Напрашивается вопрос: как, за какие средства и всего за несколько лет старцу Зосиме удалось почти на пустом месте возвести этот, как его шутливо называют, евромонастырь? Он не обивал пороги в поисках денег, не ходил на поклон в высокие кабинеты, не просил ничего ни у кого. Кроме Бога, которому неустанно молился. Благодетели находились сами: вдохновленные примером деятельной любви к Богу и людям, они предлагали бескорыстную помощь. Это были не те спонсоры, которые занимаются благотворительностью чаще всего из-за каких-либо маркетинговых соображений, желания набрать политические очки или просто из тщеславия. Обычно к отцу Зосиме приходили такие состоятельные люди, которые не афишировали свои добрые дела, а скорее наоборот, по евангельской заповеди, стремились скрыть их. Так, до сегодняшнего дня даже в самом Никольском очень мало кто знает, что обе здешние обители, а также многие храмы в Донецке и далеко за его пределами построены главным образом силами концерна «Энерго», который возглавляет Виктор Леонидович Нусенкис духовный сын батюшки Зосимы. С благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на святой горе Афон в Греции и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском. По благословению Зосимы (и, конечно, правящего владыки Илариона) также построены или продолжают строиться храмы Агапита Печерского, Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери (в Донецке), церковь в честь благоразумного разбойника (в Селидовской исправительной колонии в поселке Острое). Кроме этого, схиархимандрит дал благословение на восстановление Свято-Донского монастыря в станице Старочеркасской Ростовской области и создание православной гимназии «Плесково» в Подмосковье. «По благословению легко жить» Вообще о благословении батюшки надо сказать особо. Некоторые и приезжали в Никольское прежде всего ради того, чтобы его получить. Здешние паломники и насельники охотно рассказывают истории из своей жизни с разным содержанием, но с похожим финалом. Мол, долгое время у них что-то не ладилось на работе или дома, а вскоре после встречи со старцем Зосимой и его благословения они с удивлением начинали замечать, что казавшиеся неразрешимыми проблемы как бы сами собой рассеиваются, дела спорятся, болезни отступают, в общем - жизнь налаживается. Никакой особой мистики тут не было, просто старец умел с первого взгляда понять каждого человека, подсказать ему именно то, в чем он в данный момент нуждается, утешить, напитать благодатью. Ну и, конечно, горячо помолиться за каждого. Люди выходили от него радостные и окрыленные, у них возникало как бы второе дыхание, помогающее с легкостью преодолевать все трудности. Для каждого у него находились нужные слова и ответы на мучающие его вопросы. Но, конечно, не всех они удовлетворяли. Вообще о прозорливости старца Зосимы ходят легенды. Сам он при жизни очень не любил такие разговоры. Однажды высказался об этом с присущим ему юмором: «Я не проЗорлив, а проЖорлив!» Между тем обитатели монастыря и миряне, знавшие схиархимандрита, подтверждают, что дар предвидения у него несомненно был. Однако они советуют относиться к рассказам о случаях прозорливости старца с благоразумной осторожностью, особенно - к восторженным «бабьим басням», в которых его изображают чуть ли не пророком. Рассказывают, что батюшка не только предвидел какие-то отдельные события, а часто с первого взгляда на человека мог проникнуть в его душу, догадаться, что ее терзает и мучает. Одних смущало то, что он сходу начинал перечислять все их г
Никольское. Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь МонастырьДата постройки: 1998.Архитектор: .Адрес: Волновахский район, село Никольское.Проезд: 1)Автобусом из ДонецкаС Крытого рынка (возле Мак Дональдса) 9:00 14:00 19:30.С Южного автовокзала 9:22 14:43 19:002) Через Угледар (автобусы с Донецкой АС Центр). Из Угледара можно пройтись пешком по степи 8км на юго-восток (дорогу у местных уточните) или доехать на автобусе.3) По мариупольской трассе до с. Новотроицкое, оттуда через Велико-Анадоль до Никольского.
Полная версия этой страницы:
Любящие сердца :: Seven urekler > Монастыри, Соборы, Храмы
Комментариев нет:
Отправить комментарий